МНЕНИЕ - Политологи спорят о том, есть ли в "болотном деле" политическая окраска
6 июня 2013 года

Политологи по-разному оценивают процесс по так называемому "болотному делу". Одни считают его политически мотивированным, отмечая, что оно избрано как элемент устрашения, другие не видят в нем политической подоплеки и подчеркивают, что для зачинщиков беспорядков в других странах предусмотрены гораздо более жесткие санкции, чем в РФ.

Замоскворецкий суд столицы в четверг провел предварительные слушания по делу о массовых беспорядках на Болотной площади Москвы 6 мая прошлого года. Прокурор попросил на полгода продлить срок содержания под стражей фигурантов "болотного дела". В частности, представитель прокуратуры попросил на шесть месяцев оставить в СИЗО десять обвиняемых, которые содержатся под стражей. Также он настаивает на продлении срока домашнего ареста Александре Духаниной и продлении меры пресечения в виде подписки о невыезде для Марии Бароновой.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ИЛИ КРИМИНАЛЬНОЕ?

"Совершенно очевидно, что это дело политически мотивировано и оно избрано как некий элемент устрашения в отношении тех, кто готов был и далее протестовать. И это дело имеет знаковый смысл, потому что оно символизирует начало политической подморозки", - сказал эксперт Института гуманитарно-политических исследований Владимир Слатинов.

Он отметил, что случаи насилия в отношении представителей власти при проведении массовых акций были в России и до "болотного дела" и после, однако это не сопровождалось таким большим количеством арестованных и такими активными действиями со стороны Следственного комитета.

Доцент факультета мировой политики МГУ им. М. В. Ломоносова Алексей Пилько, напротив, отрицает политическую окраску в этом деле.

"Я думаю, это дело абсолютно не политическое, там идет дело об административных правонарушениях, о сопротивлении властям. Я не думаю, что оно носит политическую окраску", - заявил он .

Гендиректор института приоритетных региональных проектов Николай Миронов также не видит политической составляющей в этом деле. "В данном случае оно (дело) носит криминальный характер. Политический характер оно носило бы, если бы были массовые аресты, массовые привлечения к ответственности людей за их участие в мероприятии, за лозунги, которые там были, за высказывание своего мнения. Это места не имело. Мы сейчас говорим о профессиональных провокаторах, то есть о людях, которые пришли на митинг с целью спровоцировать массовые беспорядки, с целью спровоцировать насилие", - сказал эксперт.

МИРОВАЯ ПРАКТИКА

Миронов указал на то, что в законодательстве других стран предусмотрены более жесткие меры в отношении провокаторов.

"У нас на скамье подсудимых 12 человек. Возьмем, например, Англию, когда были беспорядки в 2011 году, было арестовано в августе 2011 года более 450 человек, из них 69 предстали перед судом, им были предъявлены обвинения. Гораздо больше человек. В США в 2011-2012 годы было арестовано более 6 тысяч человек, несколько десятков из них предстали перед судом. У нас в этом смысле гораздо гуманнее, и действительно видно, что это были точечные задержания, точечные аресты тех людей, которых удалось выявить в качестве провокаторов и зачинщиков", - сказал Миронов.

Пилько также обратил внимание на то, что "за нарушения, которые были допущены в ходе произошедших тогда беспорядков, в других странах тоже предусмотрено преследование, административные санкции, в том числе и уголовные". "Такие меры содержатся в законодательстве ФРГ, Франции, Швейцарии, Австрии. Так что здесь ничего удивительного нет в самом процессе. Все разногласия, все вопросы, связанные с поведением участников митингов протеста, надо решать в суде", - подчеркнул эксперт.

ОТНОШЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕ

Вместе с тем политологи считают, что в обществе к этому делу отношение очень противоречивое.

."Здесь достаточно четко разделяются "партия интернета" и "партия телевизора", условно говоря... Степень доверия к официальным СМИ, которые формировали весьма четкий отрицательный образ участников "болотных" протестов и "болотного дела", срабатывает. Определенная часть общества, причем немалая, относится к этим людям отрицательно и считают их, возможно, теми, кто отрабатывал заказ и действовал за деньги. У той части общества, которая пользуется альтернативными источниками информации, так называемый креативный класс, у нее отношение к участникам Болотной весьма благосклонное и даже симпатизирующее", - отмечает Слатинов.

Пилько также считает восприятие российским обществом "болотного дело" "в какой-то степени полярным".

"В обществе это дело сейчас воспринимают очень конструктивно и с пониманием необходимости ответственности для провокаторов и других зачинщиков массовых беспорядков в связи с тем, что эти беспорядки представляют достаточно высокую общественную опасность", - говорит, в свою очередь, Миронов.