ОБОБЩЕНИЕ - Иран дал ответ на предложения "шестерки", но вопросов стало больше
6 апреля 2013 года

Первый день второго алма-атинского раунда переговоров по иранской ядерной программе между "шестеркой" международных посредников (Россия, США, Китай, Франция, Великобритания и Германия) и Тегераном не принес прорывных решений.

Иран заявил, что привез в Алма-Ату ответ на предложения посредников, однако вопросов к Тегерану стало еще больше. Глава российской делегации - заместитель министра иностранных дел Сергей Рябков по итогом первого дня переговоров выразил надежду, что Ирану и "шестерке" в субботу все же удастся договориться по вопросу обогащения урана, который является главным камнем преткновения.

ПРОПАСТЬ НЕ УМЕНЬШАЕТСЯ

В пятницу в Алма-Ате прошло два пленарных заседания с участием высокопоставленных дипломатов "шестерки" и Ирана, а также ряд двусторонних встреч. Перед началом переговоров пресс-секретарь Верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Майкл Манн сообщил журналистам, что "шестерка" готова признать право Ирана на мирный атом, однако Тегеран должен доказать международному сообществу, что его ядерная программа носит исключительно мирный характер.

При этом, по его словам, "шестерка" рассчитывала услышать конкретный ответ Ирана на представленные ему на алма-атинском раунде переговоров в феврале предложения.

Однако по итогам первого раунда переговоров секретарь Высшего совета национальной безопасности Ирана Саид Джалили заявил, что, несмотря на то, что позиция "шестерки" стала более реалистичной, и наблюдается сближение позиций по некоторым пунктам, между сторонами "сохраняется огромная пропасть для достижения соответствующего результата".

В свою очередь, пресс-секретарь Верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Майкл Манн заявил, что никаких новых предложений от Тегерана "шестерка" не получила, а в ходе переговоров обсуждались предложения посредников, сделанные еще в феврале.

ВОПРОСОВ СТАЛО ЕЩЕ БОЛЬШЕ

Замглавы МИД РФ Сергей Рябков, возглавляющий российскую делегацию на переговорах, отметил, что Иран дал ответ на предложения "шестерки", но в результате у посредников возникло еще больше вопросов.

По его словам, иранская делегация затронула все ключевые пункты - перевод на пониженный уровень активности объекта по обогащению урана в Форду и вопрос перевода в оксидную форму нарабатываемого в стране материала с обогащением 19,75%. Рябков отметил, что по данным вопросам иранская делегация "отвечала развернуто".

Тем не менее, по словам замглавы МИД РФ, у "шестерки" есть значительные замечания к комментариям Ирана, по многим вопросам требуются уточнения. Рябков отметил, что на переговорах в пятницу делегации определяли "границы гибкости": что конкретно понимается под конкретными элементами.

ВОПРОС ОБОГАЩЕНИЯ УРАНА ОСТАЕТСЯ

По окончании второго раунда переговоров, Сергей Рябков с сожалением отметил, что трудно судить о перспективах договориться с Тегераном о приостановке работ по обогащению урана на объекте в Форду.

Пункт о необходимости приостановки обогатительных работ в Иране находится в "алма-атинском пакете" предложений "шестерки", представленном Тегерану на февральском раунде переговоров.

По словам Рябкова, в настоящий момент речь идет о шагах по укреплению мер доверия, и отказ Ирана прекратить работы по обогащению затрудняют этот процесс.

ПЕРЕГОВОРЫ ИДУТ ТРУДНО, НО ИНТЕРЕСНО

"Переговоры идут трудно, но интересно, возникают новые повороты, новые постановки подходов", - заявил глава российской делегации. Он отметил, что это свидетельствует о серьезном настрое сторон.

Рябков выразил надежду, что в субботу может быть дан новый поворот переговорному процессу. Он отметил, что это зависит от политической воли участников и их умения профессионально обсудить возможности для продвижения вперед.

"Шестерка" во второй раз встречается с Ираном в Алма-Ате. Первые полноформатные переговоры прошли в Казахстане в конце февраля. Тогда встреча завершилась без особых результатов. Иран заявил, что так и не услышал от западных партнеров новых предложений. Представители "шестерки" же считают иначе: Тегерану предлагались обновленные предложения, в частности, включающие возможность снятия санкций СБ ООН с Тегерана в обмен на приостановку обогащения урана до 20% на объекте в городе Форду, на что иранцы не согласились.

США, ряд других стран Запада и Израиль подозревают Иран в разработке ядерного оружия под прикрытием программы мирного атома. Тегеран заявляет, что его атомная программа направлена исключительно на удовлетворение потребностей страны в электроэнергии. "Шестерка" совместно с МАГАТЭ добивается от Ирана приостановки работ по обогащению урана, которые могут представлять угрозу режиму ядерного нераспространения еще с 2003 года. Переговоры прерывались в 2009 году, когда Совет управляющих МАГАТЭ осудил Иран за строительство второго завода по обогащению урана.